Педагогический проект «Внедрение современных технологий социализации ребенка в дошкольной образовательной организации»

Презентация к докладу

 

Слайд 1

      Тема моего выступления  обусловлена тем, что возрастная группа, в которой я работаю, включена в инновационную  деятельность на уровне дошкольного учреждения, связанную с реализацией проекта «Внедрение современных технологий эффективной социализации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении».

Слайд 2

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – основная цель дошкольного учреждения.

Старший научный сотрудник  Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева разработала новые технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников».  Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом». Н.П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Ею выделены особенности социализации  в современном мире.

Слайд 3

В связи с этим был разработан проект, поставлены цели и задачи.

Цель проекта:

Развить у детей способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развития навыков саморегуляции поведения.

 Слайд 4

Задачи проекта:

Для педагогов Для родителей Для детей
1.  Изучить современные технологии эффективной социализации дошкольников.

2.  Организовать проведение мероприятий по социализации детей со всеми участниками образовательного процесса: родители, дети, педагоги.

3.Привести  развивающую трансформируемую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО.

4.Определить эффективность проведенных мероприятий и дальнейшие пути развития проекта.

 

 

1.Изучение   проблемы социализации детей через консультации, стенды, презентации.

2.Активное  участие в мероприятиях «Клубного часа»: мастер – классы,  выставки, досуги.

3.Установление партнерских отношений родителей, педагогов и детей в процессе проведения мероприятий «Клубного часа».

4.Участие в создании развивающей среды группы.

 

1.Учить ориентироваться в пространстве.

2.Формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты.

3.Формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

4.Воспитывать самостоятельность  ответственность, дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

5.Поощрять попытки детей осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для  самоопределения и саморегуляции.

Слайд 7

В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие авторские технологии Н.П. Гришаевой. (Из книги) В первоначальной варианте автор предложила их девять. Впоследствии разработала еще одну, десятую. Технологию, связанную с  привлечением родителей в жизнь сада через их детей. Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.

 

Слайд 8

Вашему вниманию я представлю две из технологий: «Рефлексивный круг» и «Клубный час».

Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. Он включает в себя разговор с детьми в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои проблемы в кругу. Темы для обсуждений могут быть различными. Некоторые из них перечислены на слайде. Эта технология позволяет педагогу стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т.д.

 

Слайд 9

Очень интересный и эффективным в образовательном плане является технология «Клубный час». Для реализации  данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.

  Заранее обсуждаются и определяются:

1.Тематика «Клубных часов», составляется перспективный тематический план клубного часа на полугодие.

На слайде вы видите тематику «Клубных часов» на этот учебный год. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

2.Так же предварительно обсуждается периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает приобрести собственный жизненный опыт.

 

Слайд 10.

3.Определяются правила поведения детей во время «Клубного часа».

— «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь  в группу или уходишь.

— «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь».

— «Не отнимай игрушку у другого ребенка, если он взял ее первым».

— «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа».

— «Говори спокойно».

— «Ходи спокойно».

— «Возвращайся в группу по сигналу бубна».

— «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал».

Также

4.Разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа.

5.Определяется порядок начала программы клубного часа.

 

 

Слайд11.

Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Каждый ребенок планирует, куда он хочет пойти. Дается инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звуку бубна вы возвращаетесь в группу».

 

Слайд 12.

Можно выделить следующие типы «Клубных часов».

«Свободный» — вовремя которого, дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (кроме тех помещений, на которых висит запрещающий знак) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых.

Слайд 13.

«Деятельностный» — в основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Например, это может быть продуктивная деятельность, как показано на этом слайде:  коллективная аппликация «Улицы нашего города» старшая группа, «Поздравительная открытка ко дню защитника Отечества» старшая группа, ручной труд «Парашютист» подготовительная группа.

 

Слайд 14.

Или посадка семян подсолнуха на рассаду. А может быть, в физкультурном зале проводятся подвижные игры.

Слайд 15.

«Тематические» — в этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.

Например, в ситуации месяца «Моя Родина» организованы викторина «Мой родной город», конкурс рисунков «Мы с мамой и папой лучшие друзья».

 

Слайд 16, 17.

Или  «Клубный час» посвященный сюжетно – ролевым играм. Так в каждой группе развернута определенная сюжетная игра. Детям заранее выдается план – карта, на которой указано, в какой группе, какая сюжетная игра организована. Дети самостоятельно выбирают себе друга, с кем и во что они будут играть. После чего, расходятся по детскому саду.

На слайдах показаны сюжетные игры: «Библиотека», «Музей», «Парикмахерская», «Супермаркет».

Слайд 18.

После завершения мероприятия все дети — участники с воспитателем, садятся в круг на ковре для его обсуждения в форме рефлексивного круга, о котором я рассказала раньше. После проведения каждого клубного часа на  совете рабочей группы  воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

Слайд19, 20.

Дети очень любят эти мероприятия, с удовольствием в них участвуют и эмоционально рассказывают о различных видах деятельности. Так  у детей происходит формирование способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развития навыков саморегуляции поведения.

У родителей в свою очередь повышается показатель удовлетворенности качеством образовательной деятельности ДОО.

В группах создается обновленная,  трансформируемая, развивающая,  образовательная  среда, пополняются картотеки игр, конспектов НОД, сценариев развлечений.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т.д.

Освоение авторских технологий эффективной социализации ребенка проходит в детском саду постепенно, по мере готовности детей, родителей, пополнения материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитатель 1 квалификационной категории Гатина Э.Ю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *